МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Развитие внутреннего и въездного туризма в Находкинском городском округе на 2011-2015 годы»


т.к. удовлетворение потребности граждан в отдыхе происходит за счет внутреннего туристско-рекреационного потенциала.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения. За период 2006-2009 годы в Находке открыто 28 новых предприятий индустрии туризма, из них 11 турфирм, 6 гостиниц, 11 баз отдыха. На действующих и вновь созданных предприятиях открыто 173 новых рабочих места.

Туристско-рекреационная индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития территории (косвенно - обслуживание 1 туриста обеспечивает создание 6-7 рабочих мест в других отраслях).

Находка располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Природное и культурно-историческое разнообразие позволяет развивать практически все виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), деловой, спортивный, экстремальный, экологический, сельский, образовательный и т.д.

Основой развития туризма является значительный рекреационный потенциал. Удивительно красивое морское побережье с обширными пологими песчаными пляжами в окружении лесов; причудливо изгибаясь, оно образует многочисленные бухты и заливы. Общая длина береговой полосы Японского моря вдоль побережья Находки составляет

200 км. Вдоль берега тянутся кекуры высотой 12 м, в берегах - волноприбойные ниши, в гранитных скалах - гроты. Проект детальной планировки пляжных территорий подтверждает возможность единовременной вместимости отдыхающих до 200 тыс. человек. Особо привлекательными являются пляжи п.Ливадии и с.Анна. Здесь есть масса перспектив для развития пляжной рекреации: талласотерапии, водных видов спорта и отдыха, подводного туризма. На сегодняшний день созданы условия для отдыха и размещения приезжих: отель европейского уровня, деревянные домики и палатки. Тем не менее, доля «диких» неорганизованных туристов в общем летнем турпотоке довольно высока.

Туристский комплекс Находки включает 40 гостиничных комплексов и гостиниц на дому, 34 туристические и оздоровительные базы отдыха, 16 оборудованных пляжных зон, 31 туркомпанию, 54 памятника истории и культуры, 14 фортификационных сооружений, 22 археологических памятника, три памятника природы (бухта Анна, остров Лисий, единственный в России морской заказник «Залив Восток»), 9 музеев, картинную галерею «Вернисаж», 2 театра, 2 кинотеатра, городской парк,7 культово-религиозных объектов, в том числе единственную в Приморье мусульманскую мечеть.

В стадии разработки и реализации находятся 22 инвестиционных проекта, из которых значимые: Горнолыжная трасса и Аквапарк в Ливадии, город мастеров «Находкинский Арбат», Аллея спортивных звезд, Центр водных видов спорта и отдыха, Гидропарк, Центр славянской культуры «Волшебный мир древней Руси», Экологический конный центр «Велес», Центр подводного плавания «Гринда», интерактивный музей под открытым небом «Палеодеревня», Музей морских приключений «Два капитана», Детско-юношеская киностудия «Гавань» при ДМУ.

При соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры, Находка способна принимать до 200 тыс. российских и иностранных туристов.

Однако туристский потенциал города используется далеко не в полной мере. Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, является неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточно активное имиджевое позиционирование Находки как территории, благоприятной для развития туризма и международного сотрудничества.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо разработать план мероприятий по созданию благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Находкинском городском округе, которые позволят создавать туристские комплексы - строительство и обустройство средств размещения, а также сопутствующей инфраструктуры (предприятий питания, индустрии развлечений, объектов туристского показа и др.).

Для развития внутреннего и въездного туризма необходима широкая популяризация туристских ресурсов и туристских возможностей Находкинского городского округа, его активное продвижение в качестве привлекательной туристской территории как внутри страны, так и за рубежом. Несмотря на ряд позитивных изменений в индустрии туризма за последние годы, туристский потенциал Находки используется малоэффективно.

В современной экономике развитие туризма во многом зависит от состояния
наиболее конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров, использующих не только природные и культурно-исторические ресурсы, но и специализированную инфраструктуру, профессиональные кадры, образовательные и научно-производственные центры, сферу развлечений и анимации и др.

Процесс формирования и развития индустрии туризма в настоящее время не возможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны органов местного самоуправления, которые являются катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации инновационно-значимых проектов и программ, направленных на развитие экономики города Находки и улучшения качества жизни населения.

Учитывая масштабность задач, связанных с развитием индустрии туризма, наиболее действенным инструментом для их решения является программно-целевой метод, поскольку позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования ресурсного и инвестиционного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств) на развитие приоритетных направлений сферы туризма на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.

Приняты и успешно реализуются муниципальные целевые программы «Развитие туризма в городе Находке» (2004-2010г.г.), «Развитие и обустройство мест массового отдыха на территории морского побережья (2006-2010г.г.), создан Координационный совет по туризму при администрации Находкинского городского округа, утверждено Положение о ведении Реестра туристских ресурсов, в стадии разработки, согласования и утверждения находятся административные регламенты: «Организация выставок, ярмарок в сфере туризма», «Организация конкурсов в сфере туризма», «Организация межрайонных конференций в сфере туризма», «Выдача разрешений на предоставление услуг по прокату и катанию на лошадях (пони)», «Создании условий для массового отдыха населения на территории морского побережья», «Услуги рекламно-информационной деятельности в сфере туризма на официальном сайте»

Однако этого явно недостаточно для развития отрасли в целом, создания условий для эффективной работы туристско-рекреационного комплекса.

Анализ ситуации свидетельствует о необходимости муниципального комплексного подхода к решению накопившихся проблем в сфере внутреннего и въездного туризма в рамках целевой муниципальной программы.

Мероприятия Программы носят межотраслевой характер, и затрагивает многие сферы экономики.

Реализация Программы будет способствовать управлению и координации действий ее участников с возможностью анализа результативности всей совокупности работ.

 

2. Цели и задачи Программы

Ключевой целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Находкинском городском округе, направленных на оздоровление экономики за счет формирования современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в туристских услугах, повышение занятости, рост уровня доходов и улучшение здоровья населения, сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного потенциала.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

2.1. развитие инфраструктуры туризма в Находкинском городском округе;

2.2. формирование благоприятного инвестиционного климата;

2.3. создание условий для развития туризма;

2.4. разработка и реализация маркетинговой стратегии;

2.5. разработка нового турпродукта Находки, отличного от сегодняшнего предложения;

2.6. совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, повышение качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества, обеспечение развития кадрового потенциала индустрии туризма;

2.7. разработка новых анимационных программ, разработка условий сохранения и обустройства уникальных природных объектов;

2.8. обеспечение рационального использования бюджетных средств и стабильное финансирование мероприятий по поддержке и развитию сферы туризма;

2.9. поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;

2.10. формирование, организация и проведение мероприятий событийного характера, посвященных туризму (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и др.);

2.11. формирование имиджа Находкинского городского округа как особо привлекательного туробъекта с огромным потенциалом, уникальной природой и культурно-историческим многообразием путем рекламно-информационной деятельности.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2011-2015 годах в 2 этапа:

- первый этап - 2011-2012 годы;

- второй этап - 2013-2015 годы.

Первый этап (2011-2012 годы) предполагает выделение на территории округа туристских зон природного и культурно-исторического направления с обозначением объектов туристской инфраструктуры (размещение, питание, отдых, развлечения) и объектов туризма (экскурсионного, спортивного, лечебно-оздоровительного, экологического приключенческого, экстремального). Отслеживать и, в случае необходимости, совершенствовать базовые условия, при которых развитие рекреационных территорий и туризма может быть успешным.

Второй этап (2013-2015 годы) определяет дальнейшую работу по реализации Программных мероприятий, а именно: строительство гостиничных комплексов, баз отдыха с увеличением качества обслуживания и количества услуг, с добавлением элементов спортивного и оздоровительного туризма, создание новых маршрутов для внутреннего и въездного туризма.

4. Перечень мероприятий Программы

4.1. Участие в российских и международных туристских выставках.

4.2. Подготовка и выпуск книжного издания «Находка: история и современность» (формат А 5. 200 стр., тираж 500 экз.).

4.3. Проведение ежегодных межрайонных конференций «Туризм. Перспективы развития на юге Приморья».

4.4. Проведение конкурсных мероприятий «Лидеры туриндустрии Находки».

4.5. Участие в краевом конкурсе «Лидеры туриндустрии Приморья».

4.6. Проведение выставки-ярмарки «Находкинский сувенир».

4.7. Проведение мероприятий к Всемирному дню туризма;

4.8. Размещение на официальном сайте администрации НГО (веб-сайт «Туризм») сводного календаря значимых событийных мероприятий, Реестра туристских ресурсов, дислокации участников туриндустрии;

4.9. Развитие прямых отношений с зарубежными туроператорами, специализирующимися на направлении «Россия, Южное Приморье».

Перечень мероприятий Программы с указанием сроков, объемов и источников финансирования приводится в приложении № 1.

 

5. Механизм реализации Программы

Программу предполагается реализовать за счет привлечения внебюджетных и бюджетных средств. Основным механизмом привлечения внебюджетных средств является предоставление гарантий администрации Находкинского городского округа инвесторам, вкладывающим средства в реализацию инвестиционных проектов, включенных в Программу.

 

6. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Находкинского городского округа с планируемым привлечением внебюджетных средств. Источниками внебюджетных средств могут служить:

- средства отечественных инвесторов;

- спонсорские средства;

- средства получаемых грантов от российских и международных организаций.

По предварительным прогнозным данным общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 5 673 416 тыс. рублей, в том числе средства местного бюджета 1 286 тыс. рублей, внебюджетные средства

5 672 130 тыс. рублей (в основном реализация инвестиционных проектов).

Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по всем источникам финансирования и видам расходов представлены в приложении № 2.

 

7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Экономический эффект Программы будет достигнут путем привлечения инвестиций в сферу туризма, увеличения туристского потока, что позволит обеспечить создание дополнительных рабочих мест, пополнение бюджетов всех уровней. Именно туризм в период кризиса может вобрать в себя высвобождающиеся трудовые ресурсы, так как в этой отрасли велик процент предприятий малого бизнеса, имеющих значительный потенциал для трудоустройства граждан.

По конкурентоспособной цене и при высоком качестве услуг внутренний туризм способен переориентировать российского потребителя и сформировать активный спрос на внутренний туристский продукт, создавая базу для роста поступлений в местный бюджет, и обеспечивая повышение занятости населения.

В процессе реализации мероприятий Программы предполагается строительство 7 туристских комплексов, порядка 10 коллективных средств размещения и других объектов.

Появление новых и дальнейшее развитие уже имеющихся объектов туристской индустрии повысит конкурентоспособность туристского рынка Находки для дополнительного привлечения 50 тысяч российских и иностранных туристов, позволит создать более 200 новых рабочих мест.

Увеличение туристского потока в целом будет способствовать росту доходов от туристской деятельности на 115% к уровню 2010 года, а также росту доходов граждан

г. Находка, занятых в данном секторе экономики.

Не менее важным результатом реализации Программы станет ее социальный эффект, выраженный в удовлетворении потребностей различных категорий туристов в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям подрастающего поколения.

Для оценки эффективности реализации Программы в целом предлагаются следующие индикаторы и показатели:

-объем платных туристских услуг населению и услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (наращивание внутреннего спроса);

-внутренний туристский поток (импортозамещение);

-численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях (создание новых рабочих мест);

-инвестиции в сферу туризма в рамках реализации Программы (развитие территории).

Показатели, характеризующие развитие туристской деятельнос ти:

-доля туризма в объеме производства товаров и услуг;

-въезд иностранных граждан в Находку;

-количество коллективных средств размещения.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении № 3.

Оценка эффективности реализации Программы будет рассчитываться посредством сопоставления предусмотренных Программой уровней целевых индикаторов и реально достигнутых результатов.